(495)510-98-15
|
Меню
|
Главная » Комплексная автоматизация производства 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 вательность единичных импульсов: га [га - т, е - У = < К [\ е-Р ( - +e-f,)] U*[l-*-p<n-M+e-4I, Y <e<I+F., (3.19) где m = 0, 1,2 .., (га - 1). С учетом выражений (3.15), (3.19) формулы для расчета тока в фазе ВДПМ примут вид /[га, е] = [ U (п)к[\-е~* £ (t/(m)[l-e-p < -fa+ - )] - (7, (m)/( [l - <TP (e-+- )]}, < e < Y ; U(n)K[l -е~* (Е-?з)]- t7,(ra)/C[l -e-p(E-Y )] + + I {£/(m)/c[l e-<J(e- + - )] -t71(m)[l-e-p+ -m)]}, v <e<I +?e, (3.20) <У (ra) = £/sign (sin шга) - <? [га] + e[ra - 1]; U(m) = U sign (sin am) - e[m] + e[m - 1]; У, (ra) = £/ sign (sin йга); (3-21) Ux (m) = U sign (sin am). Полученные выражения позволяют рассчитать кривую тока в фазе двигателя с учетом импульсного питания. Для расчета пульсационных потерь в меди обмотки ВДПМ необходимо кривую тока разложить в гармонический ряд. Так как длительность импульсов питающего напряжения изменяется в течение полупериода выходного сигнала ДПР, то разложение кривой тока в гармонический ряд с использованием значений тока в точках е = 13 и г=уп невозможно даже по приближенным формулам Бесселя [21]. Поэтому следует по формуле (3.20) определять значения t[ra, е] в равноотстоящих относительно друг друга точках в пределах периода Т и использовать их для нахождения коэффициентов гармонического ряда. Число точек деления будет определяться наибольшим номером интересующей нас гармоники. Обозначим через F число тактовых интервалов в периоде выходного сигнала ДПР. Тогда коэффициенты гармони- где ческого ряда найдутся по формулам Бесселя: sF -l k = 0 2kni\n sFn 2kni\Ti sF где mi = 1, 2, sFn/2; s - число точек деления периода Т. Ток в фазе двигателя запишется в виде £ / cos (т,а>/- <р), где lm = \Jam + bim; l bm , , sFn Ф = агс1ё-; г, < - Для нахождения мощности, потребляемой от источника постоянного напряжения на интервале коммутации, проинтегрируем ток на участке [3, уп]: 1 п р (n) = U sign (sin era) i(t)di. Непосредственное использование формулы (3.20) приводит к весьма громоздким выражениям. Поэтому для расчета потребляемой мощности положим изменение тока в пределах каждого из s участков деления периода тактовой частоты линейным. Это допущение правомерно, так как в схемах с ШИМ обычно электромагнитная постоянная силовой цепи значительно больше Т. Тогда выражение для потребляемой мощности будет иметь вид ч 1 ( I \ i[n, уп P(n) = U sign (sin an) < [уп - -)- , +L 2s у ] + l [n, ei] где i[n, 8s []s=,i = / [ra, t3]; I - число точек деления периода Т, попадающих в интервал []3, уп]. Мощность, потребляемая фазой двигателя в установившемся режиме, определим как сумму л,.ф=т- I р(п). Потери в меди фазы ВДПМ и электромагнитный КПД: Eh cos(9 + ср). - Р 2 9М' г| = Рэм/(2Рп.ф), 3.5. Энергетические характеристики ВДПМ Анализ энергетических характеристик ВДПМ существенно упростится, если перейти к системе относительных единиц. За базовые примем те же величины, что и в § 3.2. Кроме того, введем обозначение $\-Тх/Тэ-отношение периода выходного напряжения ДПР к постоянной времени силовой цепи двигателя. Необходимость введения переменной $\ обусловлена тем, что с изменением F величина р при неизменных параметрах силовой цепи изменяется. Поэтому выявить влияние, например, частоты коммутации на энергетические характеристики ВДПМ трудно, хотя традиционно в литературе принимается за независимую переменную величина (3 [22]. В данном случае при фиксированной частоте вращения величина Pi не зависит от частоты коммутации. Заметим, что ш = 2k/F ; (3 = Pl/Fn. Тогда выражения для расчета тока в относительных единицах примут вид i [п, е] = и(п)\\-е f J + 2 ,1и(т)\\-е F )- - щ (m)\\- e J], r3<e<v ; u(n)\l-e J-u{(n)\l-e F J+ A1 [ ( -а. - щ(т)\\-е )\, y (3.22) где
<?[ ], e[mj-относительные значения средней ЭДС вращения на соответствующих периодах напряжения ШИМ. Мощность, потребляемая фазой двигателя, Р 2 П+РП2 2 f / s-l - 4 ч/ < [n, уя] + г ei] г [rc, e5] + i [n, e -,] ( (3 23) s-l J Электромагнитная мощность Рэм = v/j cos (ф + Э), < где7[=/, баз. Оптимальное значение угла Э, выраженное через относительные единицы, v 6, , 2я 1 Qt-+iT -. 9 = arcsin -===!===- - arctg л/1 + (2я/й,)2 р, л/1+(2я/й,)2 Pi Таким образом, при фиксированной частоте вращения вала v варьируемыми величинами при исследовании влияния параметров и частоты коммутации на энергетические характеристики ВДПМ являются Fn, Pj и t3. Добавочные потери в меди обмоток двигателя рДОб, обусловленные импульсным питанием, могут быть определены путем сравнения мощности р„. ф [см. выражение (3.23)], потребляемой от источника с ШИМ, с мощностью р ф, потребляемой от источника синусоидального напряжения (в относительных единицах) : Рдоб = Рп. ф - Р~Ф (3-24) При этом электромагнитная мощность, развиваемая в двигателе, в том и другом случае должна быть одинаковой. Тогда справедливо равенство Рм.ф = Рм1ф. (3-25) где р„. ф - относительные потери в меди фазы при питании от источника синусоидального напряжения; рМ]ф - относительные потери в меди фазы от первой грамоники тока в случае позиционной модуляции. Поскольку рп ф = рм1ф + рдоб + j рЭ!Л И Р„ф = Р№.ф + Рэм, то с учетом выражений (3.24) и (3.25) 1 Рдоб Рп. ф Рм1ф 2 Рэм' Снижение электромагнитного КПД ВДПМ при импульсном питании по сравнению с КПД двигателя при питании его от идеализированного источника синусоидального напряжения оценим как отношение &ц - Лэм/ Лэм, гДе Л,м = Рэы/(2п.ф); эмРэмЯ2 (Рп. ф - Рдоб)]. Величину кц примем как критерий оценки пульсационных потерь в ВДПМ. При исследовании энергетических характеристик ВДПМ величина р( изменялась от f5i = 3 до pi = 18, что охватывает широкий диапазон изменения параметров силовой цепи. Выбор значений F осуществляется из следующих соображений. Известно [23, 24], что для синусоидальной позиционной модуляции при F < 10 зависимость фазы и амплитуды основной гармоники напряжения от фазы и амплитуды модулирующего сигнала существенно нелинейна. Кроме того, при малых Fn амплитуда и фаза основной гармоники напряжения ШИМ зависят от начальной фазы первого импульса тактовой > 5) 0,5)- 22 2S /4 Fn Рис. 3.7. К расчету энергетических показателей ВДПМ частоты в периоде модулирующего сигнала. В итоге эта зависимость приводит к возникновению модуляции частоты вращения вала двигателя пониженной частотой. С увеличением F (Fn 10) амплитуда основной гармоники не зависит от фазы модулирующего сигнала, а фазовая характеристика становится линейной. Поэтому для синусоидального закона позиционной модуляции величина Fn задавалась, начиная с Fn = 10. По тем же соображениям для трапецеидального закона позиционной модуляции рассматривались значения Fu 12. На рис. 3.7, а, б приведены кривые зависимостей соответственно r),M(F ) и kn (Fn) для синусоидального закона позиционной модуляции, пользуясь которыми, можно определить степень ухудшения КПД двигателя в случае позиционной модуляции по сравнению с питанием от идеализированного источника синусоидального напряжения. При этом рассматривался режим работы ВДПМ на естественной механической характеристике вблизи максимума КПД (v = 0,7). С увеличением частоты коммутации начиная с F = = 18 ... 22 (в зависимости от величины Pi) практически не наблюдается роста КПД и k, в то время как при F < 18 наблюдается снижение КПД из-за увеличения содержания высших гармоник в кривой фазного тока, которое составляет 2 % для F = 10 при р\ = 6 и 6 % при р\ = 18. С ростом относительной частоты вращения снижение КПД при F < 18 более существенно и, например, для v = 0,9 составляет 5 % при {$t = 6 и 18 % при Pi = 18. Это обусловлено ростом удельного веса потерь от высших гармоник с частотой коммутации по отношению к основной гармонике тока. Аналогичные расчеты для трапецеидальной и дискретной 120-градусной коммутации позволяют сравнить энергетические показатели соответствующих ВД. На рис. 3.8 приведены кривые зависимостей vjэм (рt), соответствующие Fn 22, для синусоидального (/), трапецеидального (2) закона позиционной модуляции и дискретной коммутации (<?), откуда следует преимущество синусоидальной позиционной модуляции по уровню электромагнитного КПД. Это преимущество сохраняется и при остальных значениях относительной частоты вращения v во всем диапазоне изменения параметров силовой цепи. На уровень коэффициента полезного действия ВДПМ влияют также потери в силовых ключах коммутатора. В режиме переключений потери в транзисторах складываются из следующих составляющих: V 0,6 ЛРт = ЛРотс + АРнас + ДЛ Рис. 3.8. Кривые коэффициента полезного действия ВДПМ при v = 0,7 для си-пер, нусоидального (7), трапецеидального (2) закона позиционной модуляции и дискретной коммутации (3) где АРотс - потери в режиме отсечки; АРнас - потери в режиме насыщения; АРпер - мощность, рассеиваемая транзистором при переключении, - динамические потери. Величиной АРотс обычно пренебрегают. Потери APHac учитываются при расчете потерь в активном сопротивлении силовой цепи двигателя соответствующим его увеличением. Как показано в работе [25], потери при переключениях АР ер в основном равны потерям в активной области, т. е. пер АРЯ (3.26) где /+, /- - ток через транзистор в момент его включения и выключения соответственно; t+, t~-время включения и выключения транзистора; ]\ - частота переключений. Поскольку транзисторы инвертора коммутируют ток, изменяющийся от импульса к импульсу, то степень их насыщения и длительность фронтов коллекторного тока также изменяются. Выражения для расчета t+ и t~ имеют вид [3] t+ = tr In Р l-+/(Wi) I (3.27) r = Tftln[l + /7(/maxS;)].J где Tp - постоянная времени переходной характеристики коэф- |
© 2024 ООО "Стрим-Лазер": Лазерная гравировка.
Все права нотариально заверены. Копирование запрещено. |